Как получить электронную цифровую подпись и как ее использовать

Технологии движутся вперед, и это нельзя игнорировать. Людям приходится осваивать связанные с ними новые инструменты и использовать их в повседневной жизни. Например, электронную цифровую подпись (ЭЦП) раньше имели только директора предприятий и государственные чиновники, а сейчас – и физические лица. Для чего? Например, чтобы пользоваться онлайн-сервисами.
Больше о том, что такое электронная цифровая подпись, в каких случаях и кому она нужна, а также где и как ее получить, расскажем в статье.
Электронная цифровая подпись – что это такое?
Электронная цифровая подпись – это файл с зашифрованными данными, с помощью которого удостоверяется личность человека. Владелец использует ЭЦП, когда подписывает документы в виртуальной форме. Чтобы ее наложить, нужно ввести в поле для подписи т.н. «закрытый ключ» (код), полученный в Центре сертификации ключей. А получатель такого документа проверяет подпись с помощью соответствующего «открытого ключа».
По сути, электронная цифровая подпись заменяет собственноручную – вот зачем она нужна. ЭЦП имеет ту же юридическую силу, дает те же гарантии и налагает ответственность на подписанта.
Кому и для чего нужна ЭЦП?
Закон «Об электронной цифровой подписи» в Украине приняли в 2003 году. Большой популярности виртуальные автографы пока не приобрели только потому, что большинство отечественных предприятий работают параллельно с бумажными и с электронными документами. Однако и частные компании, и государственные организации продолжают расширять перечень онлайн-услуг, которые можно получить исключительно с помощью ЭЦП.
Зачем нужна электронная цифровая подпись? Она понадобится для того, чтобы взять справку об отсутствии судимости в Министерстве внутренних дел, заказать через интернет заграничный паспорт, получать справки от Министерства юстиции или из Пенсионного фонда. С ее помощью можно заказывать выписки из многих государственных реестров, где требуется особо надежная идентификация личности, и т.д.
Электронная цифровая подпись нужна и для того, чтобы онлайн подавать в налоговую декларацию о доходах. Это обязаны делать представители власти, предприниматели, арендодатели, получатели международных денежных переводов (например, от родственников, иностранных работодателей), а также адвокаты, нотариусы, художники, врачи и другие лица с частной практикой. Всем им пригодится электронная цифровая подпись для сдачи отчетов в фискальную службу.
Многие частные сервисы также переходят на идентификацию клиентов с помощью ЭЦП. В Moneyveo можно завести личный кабинет и получать онлайн-кредиты без цифровой подписи. Сервис имеет надежную систему защиты аккаунтов и личных данных пользователей. А чтобы не принуждать клиентов заводить ЭЦП, компания использует в своей работе договор оферты. Заемщики подтверждают свое согласие с его условиями, просто поставив галочку в соответствующем поле документа.
Получается, что пока электронная цифровая подпись нужна не всегда: закон позволяет обходиться без нее. Какой способ идентификации выберет сервис, таким способом и будут пользоваться его клиенты.
Где получить электронную цифровую подпись?
Заказать цифровой автограф с соответствующим сертификатом и ключом можно в одном из центров сертификации ключей (ЦСК). Они работают при Государственной фискальной службе, Министерстве внутренних дел, Национальном банке Украины, Министерстве юстиции и прочих госструктурах. Такие центры есть также у ПриватБанка, Ощадбанка и Укрсиббанка.
В какой ЦСК обращаться, зависит от того, для каких целей вы будете использовать подпись. В одних пунктах ЭЦП выдают только государственным чиновникам, в других – военным, в третьих – юридическим лицам, частным предпринимателям и физическим лицам. К примеру, если вы ищете, где можно получить электронную цифровую подпись для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, обращайтесь в центр налоговой службы, Минюста или в любой из названных выше банков.
За выдачу и обслуживание подписи в государственных ЦСК физические лица платят вдвое меньше, чем юридические – до 100 грн в год. В негосударственных – порядка 200 грн в год. Есть и бесплатные варианты: к примеру, в налоговой службе или в ПриватБанке.
Как получить ЭЦП – пошаговая инструкция
Как получить электронную цифровую подпись? Нужно собрать и предоставить в ЦСК перечень необходимых документов. Список можно узнать на сайте центра или в телефонном режиме. Одни ЦСК требуют привезти документы лично, другие предоставляют услугу через интернет. Рассмотрим пошагово, как заказать ЭЦП через ПриватБанк, – для этого не нужно никуда ехать, вы потратите на все до 15 минут.
Чтобы получить электронную цифровую подпись онлайн в системе Приват24, нужно:
- Зайти в личный кабинет и выбрать вкладку «Бизнес» в разделе «Все услуги».
- Нажать на вкладку «Скачать сертификат», заполнить короткую форму.
- Выбрать т.н. «директорию» (то есть создать папку на компьютере), где будет храниться ключ подписи.
- Придумать и ввести пароль от хранилища ключей.
- Ввести код, полученный на телефон.
- Ознакомиться с условиями использования ЭЦП и нажать «Далее».
После этого появится форма с готовым номером сертификата ЭЦП и сроком его действия. Подтверждение создания подписи придет также на электронную почту.
Вот так быстро и просто выдает электронную цифровую подпись Приват. Как видно, он не требует специально отправлять какие-либо документы. Но это потому, что получить подпись в приложении могут только клиенты ПриватБанка, документы и другие данные которых и так есть в системе банка.
А вот перечень документов, которые нужно предоставить в ЦСК налоговой для заказа сертификата на подпись и ключ для физических лиц:
- заполненная регистрационная карта в двух экземплярах (есть на сайте ЦСК налоговой службы);
- копия заполненных страниц паспорта;
- копия ИНН.
Если вам требуется электронная цифровая подпись, заказать ее в налоговой будет так же просто и быстро, как и в Приват24, только для этого нужно приехать в пункт выдачи ЭЦП.
Когда ЭЦП заменит обычную подпись?
Предполагается, что электронная подпись постепенно будет заменять обычную. Госчиновникам и представителям власти приходится использовать ее из-за рода деятельности. Юридические лица и физлица-предприниматели делают это, чтобы экономить время и не накапливать бумажные документы. А вот в частной жизни обычных людей электронная цифровая подпись – это пока диковинка. Надолго ли?
Мы научились пользоваться интернетом и сейчас не представляем жизни без него. Та же история может произойти и с ЭЦП. Все больше сервисов требует использовать ее для идентификации, а если они нам нужны, значит, без цифрового автографа будет не обойтись.
Данная информация не является кредитным калькулятором в понимании Постановления НБУ от 05.10.2021 №100. Чтобы получить доступ к сведениям обо всех видах потребительских кредитов, их существенных характеристиках и кредитном калькуляторе, перейдите в раздел "Кредитные продукты".